Сколько нужно усилий приложить взрослым, чтобы ребенок не только научился читать, но и полюбил чтение и читал с удовольствием?
И много, и мало. Много времени, много внимания и много… удовольствия! Удовольствия от картинок, от текста, от сюжета. От совместно проведенного времени.
А чего мало? Напряженного желания взрослого, чтобы «ребенок наконец-то зачитал!».
Наши ребята любят книги. Любят читать, слушать, выбирать. А что мы для этого сделали?
Во-первых, у нас большая библиотека. Чего в ней только нет! И энциклопедии и атласы, и сказки-стихи-рассказы разных форматов. Совсем детские, для малышей, и для тех, кто постарше. Главное и важное, что в любое время можно подойти и выбрать. Забавно, что часто книжки «исчезают» с полок просто для того, чтобы с ними… поиграть. А потом – вдруг, – начинают листаться.
С книжкой можно прийти к взрослому и сказать «Давай почитаем?». И взрослый читает. Или сам берет и читает вслух – просто так, для удовольствия. Особенно, когда видит, что детская игровая активность немного спадает.
Чтение – это ведь еще привычка.
И ее нужно сформировать. Поэтому у нас есть особое время – «Книжкин час». Время после обеда. Старшие ребята сами читают выбранную книжку, а помладше слушают перед тихим часом свою, ту, что вместе выбрали. Иногда это что-то новое, а иногда повтор. Хорошо ли слушать одну и ту же историю несколько раз? В младшем возрасте это не только полезно – необходимо! Взрослые сами любят перечитывать книги и пересматривать фильмы. Почему в этом отказывать детям? Слушая повтор, лучше понимаем сюжет. Еще раз испытываем приятные эмоции. Учимся переживать за героев. Осваиваем язык. И, как ни странно, учимся… читать! Ведь книжка потом попадает в руки к ребенку, он ее пролистывает, пробегает глазами по – уже знакомым – словам: ведь он уже слышал их, знает, что написано, а, значит, может «прочитать». Так формируется навык «глобального» (целыми словами) чтения. А еще с ребятами можно читать название глав – один раз взрослый, потом дети просят «Покажи! Мы тоже хотим прочитать!», повторяют за взрослым, глядя на буквы. Ведь это очень интересно и привлекательно – прочитать название! Книжка-то притягательная! И перелистывают, и читают буковки на рисунках, в названиях, просто узнают.
Вопрос: откуда дети знают буквы?
А тут тоже всё просто. Из букваря. Точнее, из «Любимого букваря от феи» Ольги Соболевой. Иногда специально занимаемся, иногда просто так заходим в книжку («Давайте почитаем букварь?»- просят дети), полистать, посмотреть картинки, вспомнить сказки о буквах, почитать слова на страничках, придумать новые повороты историй…
Мальчишка-первоклассник, увидев сказку Сутеева, спрашивает «А можно я её перепишу? Она мне очень нравится!» Глядя на него, пятилетняя девочка «Я тоже хочу переписать!» Нашли с ней «Истории в картинках» Н. Радлова с текстами Хармса. Долго выбирали, что именно будет переписывать. Рассказов-то много, и все интересные! Выбрали. Села, взяла ручку, листочек, начала переписывать слова на листок. Да еще и свою картинку нарисовала. Нужны комментарии? Думаю, нет.
Еще мы обожаем смотреть диафильмы.
Это целое действо! Выбрать сказку: мы пока предпочитаем Биссета, Киплинга, Андерсена. Сесть перед экраном, внимательно слушать и смотреть, стараясь предугадать, о чем пойдет речь на слайде. Начинали с тех, что есть в интернете. Потом у нас появился настоящий диапроектор и пленочные диафильмы.
Это такое чудо – с маленькой пленки на большом экране появляется картинка с историей. Картинку рассмотреть, историю послушать, что-то – коротенькое – прочитать, фигуры на экране-белой доске обвести маркером, да и буковки заодно, много, почти все с кадра. И – снова – как бы прочитать. Непроизвольное внимание и все виды памяти включаются на полную мощность! А истории самопроизвольно становятся вариантами сценария для Свободной игры (см. Игры по Бахотскому), вплетаются в детскую жизнь.
Как использовать диапроектор ещё? Это же луч! Свет. А там, где свет, есть тень. А там, где тень – правильно, теневой театр. И начинается придумывание героев, вырезание, разыгрывание – фантазия ликует! Подстановка разных игрушек и просвечивание. И удивление! Радужные, разноцветные силуэты. Или вот тень, как холмик. А по дороге едет машинка. Надо через холмик переехать – взобраться и съехать с него. А если насквозь? То получается, будто машинка в тоннель въехала. Чудо!
Вдруг поиграли с линзой. Неожиданный эффект от линзы на экране возник! Целая летающая тарелка. Откуда она прилетела? Наверно, из другой галактики. А это далеко? А что такое галактика? А как устроены звезды? Догадались, что случилось дальше? Да, пошли смотреть книжку про космос.
В общем, чтобы полюбить чтение, нужно чуть больше, чем просто учиться читать. Нужно просто получать удовольствие. От книжки, от букв, от картинок и историй. От своей фантазии. И от общения, безопасного, доброжелательного, поддерживающего – оно, как известно, ключ.