Что такое двуполушарный подход в изучении русского языка

О методике Ольги Соболевой

Вы читали в детстве или более позднем возрасте чудесную сказку Владимира Одоевского «Городок в табакерке»?

В ней говорится о том, как папенька показал Мише удивительную музыкальную табакерку. Миша захотел разузнать, как рождается мелодия, стал рассматривать игрушку и незаметно для себя уснул. Во сне он гулял по миниатюрному городку в табакерке, знакомился с его жителями, узнавал, как они живут и работают. А когда проснулся, то мог рассказать, кто населяет городок, какие у них друг с другом отношения, как и почему звучит музыка и… как на самом деле устроена табакерка.

На мой взгляд, методика Ольги Соболевой в целом и двуполушарный подход в частности – и есть тот самый Городок. Городок, в котором строгие логические языковые явления вдруг оживают, превращаются в добрых и веселых жителей удивительной страны, со своими тайнами, секретами, открытиями и подарками. И действуют эти жители по своим, строго определённым законам и правилам. И как же интересно наблюдать за тем, как эти жители становятся твоими друзьями, а ты постепенно узнаёшь их ближе, все их особенности, все правила, по которым они живут.

Какое удовольствие для любящего всё яркое, образное, эмоциональное правого полушария! Звуки речи оживают и поют и звучат, выбирают среди букв себе друзей, да не по одному, а несколько! А талантливая буква «Ь» не может выбрать, кто же ей больше мил. А ещё можно пуститься в плавание по морю речи и посетить острова, на которых живут слова-части речи. Или побывать в городе Синтаксисе… Не буду раскрывать всех тайн этого интереснейшего путешествия. скажу лишь, что, попав однажды в эту страну, уйти из неё не получается.

Итак, правое полушарие в восторге. А что же левое?

А левое видит все те же языковые явления, структуры, схемы, привычные правила, законы и понятия, но уже в привычном нашему (взрослому) восприятию виде. Именно как схема, структура или правило. И их столько, что хватит с запасом и на среднюю школу. 

Будто смотришь на объект сквозь два фильтра 3D-очков. Закрываешь один глаз – другим видишь, как прыгают и соединяются друг с другом в новые слова морфемы, как они приносят слову свои подарки… Меняешь глаз – и вот уже привычные значки-крыши: кочерга-приставка, мостик-корень, уголок-суффикс и окошко-окончание. Вот и получается такой стереоэффект, объединение «Образа и Логоса». Образы – структуры, эмоции – схемы, правила игры – законы языка…

Заметили, что даже здесь пришли на помощь не только строгие понятия, но и образы? Именно эти приёмы используется в методике часто. Приём аналогий, позволяющий связывать уже известное явление с новым, находя в них элементы сходства и различия; приём метафоры, позволяющей строгие научные понятия превратить в живые и ясные образы. 

Что же даёт в результате двуполушарный подход?

Прежде всего, мотивацию. Ребенку путешествовать по миру русского языка становится легко, приятно, понятно и – интересно! Они стимулируют, поощряют ребенка на собственные высказывания, на создание авторских, не похожих ни на чьи другие текстов. 

В двуполушарном подходе прячутся мощные приёмы речевого раскрепощения. Они помогают объединить работу обоих полушарий, когда в одном из них «хранятся» отдельные слова, а в другом способы их объединения в предложения. Согласитесь, странно художнику хранить банки с красками, разные инструменты и холсты (наращивать ресурсы «левого» полушария) и не задействовать эти инструменты для создания своего уникального полотна (ресурсы «правого»). Это так же, как заставлять ребенка выучивать отдельные слова и конструкции, опираясь на левое полушарие, и, не развивая при этом правое, ждать, что ребенок сам начнет создавать гениальные рассказы или хотя бы научится красиво пересказывать. Коротко говоря, двуполушарный подход создает «точку баланса». 

А ещё ребенок гораздо меньше устает. Снимается перегрузка, точнее, излишняя, непосильная нагрузка на его психику. 

Уменьшается риск демотивации – снижения интереса к деятельности. Нет монотонности, однообразия. В формулировке заданий нет повторений, сами задания разнообразные, помогают ребенку посмотреть на явление с разных сторон, увидеть картину целиком. 

При отборе слов и изображений используется принцип позитивного предпочтения, активное использование фантастической метафоры, опора на «рабочее» правое (ибо оно развивается раньше левого) полушарие при первичном знакомстве с языковым понятием через особое, специально созданное изображение (принцип «сначала рисунок, потом текст») – все эти детали делают путешествие по «стране русского языка» увлекательным. 

Надо сказать, что объем материала очень разнообразен и обширен. Здесь не опрощения. Нет урезания. Но сам он так представлен в образах, символах, сказках, что невольно превращаешься в того самого Мишеньку, что знакомился с жителями удивительного городка, любуешься и начинаешь понимать, как всё устроено. 

Добро пожаловать в наш «Городок в табакерке»!

Похожие записи